Комусо (虚無僧) – «монах пустоты», странствующие монахи периода Эдо, исповедующие Фукэ (普化 - японская школа дзэн-буддизма). Появились они, в стране восходящего солнца, в 1255 году, основателем секты считается учитель Синти Какусину (心地覚心) известен так же под именем Мухон Какусин (無本覚心), а после смерти — Хотто Кокуси (法燈国師), который отправился в Китай в 1249 году для изучения буддизма, вернувшись домой, он основал школу для обездоленных под названием «сообщество ничто», откуда и взяли свое начало монахи пустоты. Характерной особенностью комусо являлась игра на японской продольной флейте сякухати (заимствованная так же в Китае). Игру на флейте монахи использовали в качестве медитативной практики суйдзэн (吹禅, букв. «духовой дзэн»). Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации.
Комусо использовали свою флейту в самых разнообразных ситуациях, как при встрече с собратьями по школе, так и при встрече с врагом. Во втором случае адепт использовал сякухати и любые подручные материалы для отражения удара врага. Если предстоявший поединок не имел молниеносный характер, то комусо проходил через следующую последовательность отражения угрозы: сначала он замирал на месте, сосредотачиваясь, затем выверенным плавным действием отвязывал «котомки» от пояса. Только после этого монах имел право извлечь кинжал.
Кроме флейты сякухати, каждый комусо после принятия в школу получал два меча. Первый меч, являвшийся коротким мечом или кинжалом, назывался «малая сякухати» и закреплялся возле пояса. Второй длинный меч был сделан из дерева, имел длинную рукоятку и напоминал внешним видом посох. Его назначение точно неизвестно, некоторые исследователи предполагают, что он использовался в тайных эзотерических боевых практиках школы. Есть версия, что эта дзэнская секта была организацией свободных самураев, исповедующих бусидо. И при вступлении в секту, комусо должен был доказать своё самурайское происхождение.
Монахи пустоты выглядели весьма, своеобразно, главным образом комусо выделялись своим головным убором, тэнгай (天蓋 букв. «крышка неба»), тростниковая шляпа полностью закрывавшая лицо, что обеспечивало анонимность последователей. Ношение тэнгай символизировало отречение от собственного "я", помогало оградить себя от внешнего мира и полностью сконцентрироваться во время медитации. По тому, как монах надевал тэнгай и удерживал свою флейту, другие последователи легко определяли, нужен ли монаху ночлег или нет.
Верхнее одеяние монаха - кэса, служило «одеждой учения» и «доспехами смирения», согласно учению школы оно помогало ликвидировать гнев, лень и ложное знание. Внешне кэса выглядела как прямоугольная накидка с решётчатым узором. Разные по цвету кэсу соответствовали рангу последователя в школе и надевались вместе с сандалями дзори или деревянными гэта, имевшими высокую платформу.
Каждый монах носил на груди дощечку кэнконбари. Она была выполнена из дерева, на одной стороне дощечки было написано «не рождённый, не умирающий», а на другой — дзэнское имя монаха. За спиной комусо держал одеяло фукусу, а на поясе располагались «Котомки трёх долин», включавшие в себя две коробочки для текстов буддийских гимнов и небольших молитвенных табличек и чашу для подаяния. Одну из коробочек разрешалось использовать для хранения мелких денег. Если монах умирал в дороге, то по традиции его укрывали одеялом, а в качестве могильной доски использовали его дощечку кэнконбари. Каких-либо погребальных церемоний не проводили, считая, что мелодию сякухати будет исполнять для монаха ветер.
Монахам комусо запрещалось много разговаривать. На вопрос «куда вы идёте?» комусо отвечал «повсюду и никуда», «в любом направлении» или «иссё фудзю» («в одном месте не жить»). Комусо мог называть лишь своё буддийское имя и название храма школы. Если прохожий задавал другие вопросы, комусо отходил на несколько шагов назад и говорил: «Что вы можете спрашивать у того, кто состоит из пустоты, обёрнутой телом, и кто носит сякухати бесконечной Пустоты?».
Т.к. их храмы находились вне ведения властей, все отношения регулировал главный храм. Вне стен храма монахи имели ряд привилегий, например, свободное передвижение по стране, в то время, как никто не мог путешествовать без разрешения.
Комусо ходили по японским улицам и медитировали, играя на
сякухати, исполняя свои эзотерические произведения. Необычный наряд комусо в виде корзин
тэнгай, вскоре пришёлся по душе всяким подозрительным личностям. Скрываясь под видом монахов, по всей стране стали разгуливать шпионы, воры и разыскиваемые преступники. Поэтому секта
Фуке была распущена администрацией Мэйдзи в 1868 году, но монахи все же продолжали носить свои корзины на голове и играть на флейте, потому что народ продолжал их кормить и поддерживать.
Показательное выступление/обряд монахов
Видео из храма Комусо
Игра на флейте сякухати