- Сказка о Хвосте феи / Fairy Tail (2009-2014/RUS/JAP) HD ...
- Наруто: Ураганные хроники / Naruto: Shippuuden (2007-20 ...
- Ван-Пис [ТВ] / One Piece TV (1999-2014/RUS/JAP) DVDRip/ ...
- Манга: Наруто / Naruto (1999/RUS)
- Веб-манхва: Дворянство / Noblesse (2008/RUS)
- Манга: Блич / Bleach (2001/RUS)
- Манга: Скажи "Я люблю тебя" / Sukitte Ii na yo (2008/ ...
- Манга: Хвост Феи / Fairy Tail (2006/RUS)
- Охотник х Охотник [ТВ-2] / Hunter x Hunter (2011-2014/R ...
- Манга: Клеймор / Claymore (2002/RUS)
- Манга: Пока смерть не разлучит нас / Until Death Do Us ...
- Манга: Чистая романтика / Junjou Romantica (2002/RUS/16 ...
- Манга: Ван Пис / One Piece (1997/RUS)
- Манга: Достучаться до тебя / Kimi ni Todoke (2006/RUS)
- Манга: Она очень любит ложь / Kanojo wa Uso wo Aishisug ...
- Манга: Душа Катаны / -Hitogatana- (RUS/2009)
- Аватар: Легенда о Корре (1-3 сезон) / The Last Airbende ...
Gonzo Digimation, Madhouse Studios, MC Entertainment, Nozomi Sasaki, Persona99, Production I.G, Studio DEEN, Studio Ghibli, Sunrise, Suzaku, visual novel, WPB Magazine, Yumi Sugimoto, боевик, боевые искусства, вампиры, детектив, драма, история, киберпанк, комедия, манга, меха, мистерия, мистика, музыкальный, повседневность, приключения, романтика, сёдзё, сёнэн, сказка, триллер, ужасы, фантастика, фэнтези, школа, эротика, этти, япония
Показать все теги
Искусство Суйсэки и Бонсэки
→ ЯпонияБолее двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре. Но это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны. Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций.
Приказ императора был в точности исполнен, и с тех пор он ввел себе в привычку каждое утро прогуливаться по площадке, озирая красоты своей страны. Макеты получили название "пенжин". Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы. Как это часто бывает, привычки начальства были быстро переняты подчиненными. Создание рукотворных пейзажей вошло в моду, и спустя некоторое время собственные пенжины появились в домах чиновников, ученых, богатых купцов. Практика создания миниатюрных пейзажей, изображающих малую родину, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. В каменно-песочные композиции стали включать живую натуру — специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву. Сформировались целые школы последователей этого искусства, склонявшихся к тому или иному направлению — бонкэй, бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонсай…
Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов много позже, лишь в начале VII века, когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их японцы стали называть по-своему — бонкэй (пейзаж на подносе). Классические панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней, песка и небольших растений, как засушенных, так и живых.
Но уже тогда можно было усмотреть предпочтения отдельных художников в подборе исходных материалов. Так, огромную популярность завоевали бонсэки (дословно: камни на подносе) — пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала: камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или текстуры становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов — "вода" и "камень"). Ведь в отличие от китайских коллекций, куда попадали, как правило, камни с резко обозначенными гранями, дырами, сколами, углублениями, напоминающими маленькие гроты, японцы предпочитали более спокойную фактуру. Им нравились камни, как бы обкатанные водой. Их собирали в руслах пересохших ручьев, на морском побережье, а также в пустынях, где суйсэки формировались под воздействием не текущей воды, а сухого ветра, за многие тысячелетия способного придать камням неожиданный вид.
Суйсэки ценились не за высокую стоимость минералов, их образующих. Бесконечно ценным и уникальным мог стать простой булыжник. Главное, чтобы своей формой, цветом, текстурой он напоминал зрителю о чем-то другом, подчас трудноуловимом, но тревожащем память и чувства. Есть немало суйсэки, в очертаниях которых можно углядеть контуры горы, острова, водопада, похилившейся хижины, животного, человека и даже Будды. Размеры этих камней варьируются от нескольких сантиметров до нескольких дециметров. Чаще всего суйсэки легко умещается на ладони.
Со временем была разработана классификация таких камней. Среди них были камни-горы (напоминавшие вулканы, горные кряжи, вершины в снежных шапках), камни-плоскогорья, камни-водопады, камни-предметы (намек на фигуру человека, животного, птицы, рыбы, насекомого, корабля, моста). Кроме того, суйсэки различались по цвету (японцам более всего нравятся оттенки черного), характеру поверхности (особенно ценились камни, прожилки которых складывались в рисунок цветка), по месту обнаружения.
Конечно, камнем можно любоваться, держа его в руках, согревая его теплом ладоней и ощущая скрытую в нем энергетику. Но гораздо чаще суйсэки выставляют в токонома — комнатной нише красоты. При этом правилами предусмотрены два варианта обустройства: расположение камней на подносе, засыпанном слоем песка (суйбан), или на деревянной подставке (дайдза). Выбор зависит от характеристики камня. «Горы», «плоскогорья», «водопады» отлично дополняются песчаной подушкой, как бы вырастая из нее. А для самодостаточных камней-предметов, например, подобий фигурок людей или животных, лучше подходит твердая лакированная поверхность.
Изначально искусство любования камнями было предназначено для узкого круга лиц — императора и его придворных, способных оценить тончайшие нюансы прекрасного. Одним из заядлых поклонников суйсэки стал император Го-Дайго. С ростом торговых обменов с Китаем с материка в Японию стали проникать идеи дзэн-буддизма, горячо воспринятые самурайским сословием. Искусство суйсэки очень четко отразило каноны новой религии — простоту, граничащую с аскетизмом, медитацию и интуитивное прозрение. Под влиянием буддийских монахов любование камнями, отыскивание в них скрытого смысла стало методом духовного самосовершенствования. Так суйсэки вошло в жизнь сотен тысяч самурайских семей.
Эпоха Эдо вывела на арену экономической и культурной жизни страны купечество. Толстосумы из низшего сословия, к которому относились торговцы, стали соперничать с аристократией за приобретение лучших камней. Конкуренция обострилась потому, что страна вступила в период самоизоляции и поставки исходного материала для суйсэки из соседних стран прекратились. Эта же причина обусловила развитие искусства суйсэки исключительно на национальной почве, без влияния со стороны.
Лишь снятие запретов на общение с иностранцами открыло пути для поставок из-за рубежа. Однако многие аристократы к тому времени утратили былое благосостояние, и дорогостоящее увлечение камнями стало постепенно стихать. Лишь в ХХ веке интерес к суйсэки вспыхнул вновь, подогретый к тому же модой на это искусство, охватившей ряд западных стран. По всему миру стали возникать ассоциации любителей суйсэки.
Параллельно развивалось и искусство бонсэки, хотя провести грань между ним и суйсэки бывает весьма затруднительно. В самом деле, составными элементами произведения искусства в обоих случаях становятся камни и песок, выложенные на сравнительно небольшом подносе. Разница, пожалуй, лишь в том, что в одном случае песок играет роль подушки, оттеняющей изящество камня, а в другом — он полноправный элемент произведения (в бонсэки). Соответствующим образом расположенные слои песка то создают картину моря, лижущего подножие каменистого острова, то снегов, засыпающих обледеневшую вершину горы, то потока, шумно пробивающегося сквозь каменную гребенку речного переката. Отсюда становится понятным то придирчивое внимание, с которым любители бонсэки подбирают песок для своих произведений. Как правило, в ходу девять сортов песка — от крупных зерен до мельчайшей пудры. Так, для обозначения речных берегов нужен крупный темный песок, а течение ассоциируется с полосками более светлого и мелкого песка. Так же есть наработанные приемы для воспроизведения отражения горы Фудзи в глади озера или, скажем, журавлиного клина, пролетающего над рекой. Контраст оттенков темного камня и белого песка на черной поверхности лакированного подноса усиливает реализм изображения, в то же время заставляя разум зрителя искать в увиденном что-то недосказанное, затаенное.
Для создания этих картин требуется минимум технических средств — небольшая ложка, птичье перо — и бесконечное терпение мастера. Дело в том, что песчаные волны не закрепляются каким-то растительным или химическим составом. Неудачное движение, легкий сквозняк в комнате, и созданная с огромным трудом картина перестает существовать. Иногда новички прибегают к помощи клеящих субстанций, но истинные мастера относятся к такому "трюку" с осуждением. Бонсэки создаются как сугубо временные композиции, срок существования которых исчисляется часами, в лучшем случае — днями. Их готовят, например, для свадьбы, нового года, официального приема.
При этом художник стремится отразить в каменно-песочном пейзаже не только свое настроение, но и характерные черты сезона, состояние погоды, время суток. В этом тоже можно усмотреть что-то от восточной философии: изображение вечными материалами (камнем и песком) изменчивости сиюминутного момента.
Надо отметить, что, несмотря на свою теснейшую близость с другими формами пейзажной миниатюры — суйсэки, бонкэй, бонсай, искусство бонсэки в своем первоисточнике впрямую связано с религией. Еще при зарождении этого вида изобразительного искусства "горы", возникавшие на подносе, символизировали либо Хорайсан, в представлении последователей таоизма представлявший собой остров вечной молодости, либо священную для всех буддистов гору Шумеру. Позднее эти ощущения были дополнены и обогащены воззрениями японских синтоистов. В результате бонсэки стало своеобразным зеркалом, в котором пытливый ум мог попытаться рассмотреть небесные и земные основы бытия, место человека, и в частности собственное, в системе мироздания.
Дальнейшее развитие бонсэки впрямую связано с садово-парковым искусством Японии. В конце концов знаменитые философские сады камней, в том числе и сад храма Рёандзи в Киото, можно рассматривать как увеличенные до огромных размеров бонсэки. Во всяком случае для монахов, искавших пути философского осмысления мира, и миниатюрный поднос бонсэки, и играющие в прятки на большом пространстве сада Рёандзи камни говорили одним языком.
Как суйсэки, так и бонсэки можно считать квинтэссенцией канонов, определяющих развитие национального искусства Японии. Здесь легко усмотреть большинство основополагающих принципов японской эстетики. Камни, не тронутые молотком скульптора, а сохраняющие в полной мере свой природный вид, не служат реальной картиной сущего, но лишь намекают на какое-то явление или изображение. Незавершенность образа открывает бесконечные возможности для его личной трактовки. Наиболее подходят для этих видов искусства камни, чья расцветка как бы пробивается из глубины на поверхность, как будто внутри камня находится источник света.
Без глубокого погружения в такие понятия, как ваби (эстетический и моральный принцип ухода от шума и роскоши света в меланхолическое одиночество самопознания), саби (предпочтение истинной старины ценностям новоделов), сибуи (элегантность простого), югэн (поиски истины не логическими построениями разума, а через внезапное озарение), занятие искусством суйсэки и бонсэки невозможно.
К сожалению, искусство "камней на подносе" с течением времени утратило популярность и находится ныне практически на грани исчезновения. Хотя в Японии продолжают функционировать некогда знаменитые школы искусства бонсэки — Эндзан, Хосокава, Сэкисю, Тикуан и Хино, — в стране вряд ли найдется несколько сот человек, отдающихся этому делу с душой и пониманием. Для большинства бонсэки, если и сохранилось, то лишь как форма игровых поделок, развлечения в свободное время или как средство снятия накапливающихся за трудовую неделю стрессов.
© Япония сегодня № 10, 2005
Новость опубликовал:eXplosion ›
Комментариев: (5 ) Просмотров:4208 Добавлено:16 сентября 2009
Эти новости, наверника, будут вам интересны:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.