» » Японская школа - статья

Закладки Японская школа - статья

Японская школа - статья


Пересматривая какое нибудь школьное аниме нам были не понятны многие особенности: для чего нужны кружки, как проходят тесты и как реализована сама школа? В этой статье подробно и внятно описано все что касается японской школы и интересующие вас вопросы

Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко,
2. Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко,
3. Старшая школа (10-12 классы) - котогакко.

Нумерация классов не сквозная, как в России или Украине, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней школы" и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Также стоит отметить, что: "первый класс старшей школы" - является самым страшим классом, это все равно что у нас 12-й класс, то есть чем больше цифра - тем младше класс.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

Матери-японки, как правило, очень внимательно относятся к успехам их детей. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в жизни школы, в случае болезней детей иногда даже ходят вместо них на уроки и конспектируют лекции. Таких мамаш-фанатичек называют "киёику мама".

Сами дети при этом часто "сидят на шее" родителей примерно лет до 25-30, когда они начинают зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя сами.

Учебный год

Учебный год в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.

Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.

На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Ученикам начальной школы рекомендуется вести на каникулах "дневники в картинках" - картинки заменяют пробелы в знании кандзи и развивают умение ученика писать и рисовать.

Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.

Школьная программа

Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.

Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки - японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Расписание уроков


Так же, как и в России или Украине, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на "линейку", и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока. ^_^

Продолжительность уроков в начальной школе - 45 мин, в средней и старшей школах - 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед - около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. ^_^ В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.

Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России или Украине кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - "матросский костюм". Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Кружки и курсы

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы "дедовщины", когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою "рекламу". Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.

Экзамены

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.

Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров, то есть всего 5 сессий в году. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

После средней школы

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также "национальные" школы - школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются "белыми воронами" и иногда становятся предметом издевательств однокашников.

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.

Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета - престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там "низовые" женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них - иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

В отличие от школы, обучение в университете - время относительной "халявы". Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает - нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.

После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.
--------------------------------------------------------------------------------------------

Хотел бы добавить от себя:
Когда в школе идет большая перемена (60 минут), обычно школьники обедают, либо на школьной крыше (те кто смотрел аниме про школу, меня поймут ^_^), либо в классе, иногда школьники сдвигают свои парты образовывая большой стол, чтоб пообедать вместе.
Вступления ученика в кружок добровольно-принудительное.
Мне реально стало жалко японских школьников, как они сдают экзамены =( (а мы еще жалуемся на наши внешние независимые тесты), от них можно не то что с ума сойти, но покончить жизнь самоубийством , хотя некоторые школьники так и поступают. Хотя и кажется, что 5-ть сессий экзаменов - это невообразимо много, но ученики привыкают к ним еще с начала средней школы + об`ем знаний, нужно запоминать не за весь год, а лишь определенную его часть, что хоть немного облегчает процесс сдачи экзаменов.
Насчет дедовщины в школе....то в Японии там все очень плохо. Мало того что некоторые ученики гнобят тех, кто послабее, так еще и издеваются над ними не по детски, достаточно глянуть более-менее серьезное школьное аниме чтоб увидеть некоторые его примеры. Помните дедовщину в аниме Великий учитель Онизука (GTO) или Гокусен (Gokusen)? В реале там такая же ситуация.
General_Krasus
Познавательно. Изложено отлично, по пунктикам, как надо. Есть пара вещей, которые хотелось бы выразить: 1) Форму я считаю нормальным явлением и обязательным атрибутом (она учит человека с ранних лет опрятности и не только); 2) Организация учёбы просто отличная, так как и вещи на виду, и обедать можно не выходя из класса, но больше всего понравилось отсутствие техничек, так как дети должны с пелёнок учиться убирать за собой и следить за чистотой места в котором живёшь, учишься или работаешь; 3) Кружки, вообще, без комментариев, так как это круто; 4) Экзамены бывают суровыми только для тех, кто либо не учится, либо не понимает материала с первого, второго и даже третьего раза, но для этого можно попросить пояснить материал ещё раз, но более пошагово; 5) Но вот моя душа просто вопит о тех "увечьях", которым бы я предавал учеников/студентов ставящих себя выше других.

P.S. В общем и целом, я бы хотел вернуться в прошлое и не только родиться, но и учиться, а также жить в Японии, где может быть и много непонятного, но в тоже время намного больше удивительного и желаемого.
  • 20 апреля 2012 04:09
kuoko-kun
у нас нет кружков,есть уборщицы которые моют пол вончей водой,есть столовые с тараканами,раздевалки со сломаными вешалками,милион старых кабинетов.
чего у нас только нет.
даю себе установку на следующую жизнь:родится в Японии
  • 23 апреля 2011 06:48
Brook Dyson
У нас школы лучше намного, и то я их парашными считала, а если еще и без столовой, а форма это вообще ппц. Помню как училась в гимназии и там заставляли ее одевать, одела всего пару раз, больше заставить не смогли .
  • 16 апреля 2011 13:20
yukata sama
Что касается формы обучения-сурово BoxMonkey_47 а кружки-это хорошо BoxMonkey_164
  • 3 апреля 2011 12:23
KiraL666
Вот это образование BoxMonkey_126
  • 21 февраля 2011 10:08
Элли
Суровые они к своим детям BoxMonkey_61
  • 8 декабря 2010 15:07
saktera
жесть какая. а мне после университета предлогали стать учителем в средней школе в японии.теперь серьезно подумаю а стоит ли
  • 2 ноября 2010 15:31
Happy
Happy
  • 0
жестока!!!! у нас в универах куда проще учиться чем у них в школе!!! я бы точно не смог я моим уровнем ленивости!))) BoxMonkey_61
  • 24 октября 2010 17:02
Karaskan
Давно уже знал это) Собственно на аниме да и вообще на Японию "подсел" после этой статьи на одном из сайтов..
  • 15 октября 2010 03:39
Haumi Konan
Экзамены

...Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.
Не выдержала и заревела. Бедняжки)))BoxMonkey_50
  • 31 августа 2010 21:46
Trance
Trance
  • 0
Довольно познавательно и интересно. Вот бы у нас ввели обязательную школьную форму(в аниме она мне так понравилась,особенно девичья BoxMonkey_2 BoxMonkey_73 )ну и перемену по 60 мин. с обедом на крыше
  • 22 августа 2010 02:13
Veliz
Veliz
  • 0
я с девятого класса на заочном в технаре+ заканчиваю 11 класс))) немного напряжёно, но терпимо...
так что имхо пофиг у нас порой все тяжелее и мы быстрее воспринимаем информацию...
  • 14 августа 2010 12:48
DитяткО
Ну в общем очень интересно и познавательно... Мне жутко нравится обязательная форма BoxMonkey_9 Еще конечно организация учебного процесса.. ТА ну вообще у них все очень организовано и это дает свои результаы...
  • 22 июня 2010 23:59
Анимеголик
Спасибо за статью! BoxMonkey_41 Вот бы у нас кружки ввели....
  • 27 марта 2010 20:07
N1K003
N1K003
  • 0
Интересная статья, спасибо :)
С кружками у них, что бы не говорили, а сделали не плохо) Вот бы у нас ввести =)
  • 27 марта 2010 13:40
Raider83
Ой да ладно вам вон вспомните про наше заочное обучение(если не за бабки ссесию здавать), где тебе за пару часов в семестр попытаются рассказать основы а дальше всё сам, вот там бы япо-саны точно бы умом двинулись. А наш человек ничё так живёт, я вон универ связи так закончил, учился за себя ну и за брата малость.
  • 26 марта 2010 17:15
Артей
Представила свою маму, конспектирующую мои лекции, которые нам диктуют сразу на трех языках, из которых она знает только русский BoxMonkey_50
Жалко, что в наших школах кружков нет.
  • 25 марта 2010 21:34
Skromnjaga
Вот отучился я свои 11 классов (за 10 лет -тогда не было 4-го), вот и 5-й курс Политеха заканчиваю и могу сказать, что наши системы в чем-то можно противопоставить.. Например, как уже было сказано, у нас относительная свобода развития человека в целом - против их довольно жестоких, и не всегда заметных, рамок.
Почти тоже можно сказать и по наполнению предметов и самому процессу обучения... Это похоже на то, как будто их еще с маленьких приучают работать - постоянный класс+коллектив+частые экзамены+загрузка по домашним заданиям - ну чем не пример любой более-менее крупной фирмы - офис, коллектив, рабочие задания и т.д. То есть можно сказать, что их страна - один большой муравейник.
А в заключение могу добавить, что нам бы не помешало позаимствовать много чего из их системы, но при этом нужно учитывать наш менталитет, так сказать, и (ну не знаю, но хочется добавить) любовь к нарушению правил))
Так вот (если бы нашей стране, да нормальную власть нормального министра образования) при правильном заимствовании элементов их системы(+ учитывая, что Мы все в общем довольно умные и хитрые BoxMonkey_61 ) - из нас по окончании школы выходили люди на много более образованные чем в любых других странах.
Вот и наговорил много чего... но все так и останется на своих местах..
P.S.: А форма их мне нравится, особенно у девушек BoxMonkey_5
  • 25 марта 2010 20:12
Путник
Нашим девчонкам нужно ввести в обязательную форму, эти кавайные короткие юбки BoxMonkey_2
  • 25 марта 2010 16:12
soulgoth
Спасибо - классная и поучительная статья - особено для такого лоботряса как я BoxMonkey_69 BoxMonkey_61
  • 25 марта 2010 13:34
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.