» » Культура Японии в 20 веке - статья

Закладки Культура Японии в 20 веке - статья

Культура Японии в 20 веке - статья

Арт-хаус и аниме, рок-музыка и уличная мода, технологический бум и фэшн-индустрия – всеми самыми прогрессивными течениями обросла культура Японии в 20 веке. Открытая новшествам и способная их создавать, японская нация наконец-то показала всей планете свой творческий потенциал.

Культура Японии в 20 веке пополнилась многочисленными новыми направлениями, которые в сумме с модернизацией традиционных древних искусств, стали результатом культурных вливаний с Запада. Начало века было омрачено для страны военными действиями в Китае, Корее и следом за тем участием во Второй мировой войне, в ходе которой произошли трагические ядерные бомбежки Хиросимы и Нагасаки. Это смутное время было нелегким для народа, как и послевоенный период ослабленной экономики, однако подарило японцам возможность нового старта, полного обновления производственной базы и мощного скачка технологий, направленных на скорейшее восстановление страны из руин.

Уставшая от войн и изоляции, Япония открылась западному миру, с энтузиазмом перенимая новаторские течения в науке, промышленности и, конечно же, культуру. Действуя с максимальной эффективностью, японцы каждую сферу жизни старались привести к благополучному состоянию, развивая производство автомобилей, компьютеров, изобретая новые технологии в науке, внося коррективы в социальную жизнь. Отсюда пошла и нынешняя японская система образования, дающая множество книжных знаний, вкупе с занятиями спортом, боевыми искусствами и прочими дополнительными кружками, и азартным стремлением детей и их родителей к поступлению в лучшую школу, лучший вуз, трудоустройству в лучшую компанию. Так произошло и с культурой – произведения литературы, кино и анимации стали не просто подражанием европейскому образцу, а самобытными творческими шедеврами.

Фотография и кинематограф уже были знакомы японцам давно, но культура Японии в 20 веке, обогащенная новыми знаниями и достойным оборудованием позволила этим искусствам задышать глубже и свободнее. Первые ленты страна увидела в 1896 году, а спустя три года японцы сами начали производить фильмы, открыв в 1903 году первый кинотеатр, а в 1908-ом первую киностудию. Из театра в кино перекочевала игровая манера, костюмы и декорации, и даже, подобно традиционному театру Кабуки, женские роли исполнялись онагата – переодетыми мужчинами. Также во времена немого кино на сеансах присутствовал бэнси – исполнитель, комментировавший происходящее на экране. Вскоре режиссер Макино Сёдзо начал реформировать японский кинематограф в сторону реализма, вытесняя театральные штучки из фильмов при поддержке молодых коллег. 1930-е годы ознаменовались триумфом звукового кино и зарождением системы продюсеров, подобно существовавшей в Голливуде. Вскоре грянула война, а послевоенное кинопроизводство было уже насыщено документалистикой, посвященной сражениям на земле и на море. К середине столетия в стране насчитывалось шесть крупных кинокомпаний: «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо». Также в это время начал творить свои картины всемирно известный Акира Куросава. Сформированные в культуре Японии в 20 веке черты кино – лаконизм, созерцательность, простота – продолжают жить в фильмах последних лет, таких как «Расёмон» (1950) и «Сны» (1990) Акиры Куросавы, «Фейерверк» (1997) и «Куклы» (2002) Такеши Китано, работах Кохэя Огури и Такаси Миикэ.

В 1950-х годах как отдельный жанр начала развиваться японская анимация, создатели которой обогатили культуру Японии в 20 веке феноменом аниме, получившим сумасшедшую популярность во всем мире. Некоторые доморощенные аниматоры создавали мультипликацию и в довоенное время, но в связи с увеличением необходимой технической базы для создания конкурентных мультфильмов одиночное производство стало невозможным и на арену вышли анимационные студии. Первой из них стала Toei Animation, положившая начало аниме в виде профессиональной многоэтапной деятельности. Их цветной полнометражный фильм «Хакудзяден» вышел в 1956 году, а в 1963 году Осаму Тэдзука начал выпускать сериал «Tetsuwan Atomu» (Astro Boy) по одноименной манге на научно-фантастическую тематику. Первые японские мультипликаторы подражали западным коллегам, в частности Диснею, что сделало глаза героев аниме такими неправдоподобно большими. С годами в аниме возрастало качество прорисовки картинки, появлялись новые студии и жанры. Мода на роботов породила жанр меха, а выход первого фильма «Звездные войны» увеличил популярность космических саг. В современном аниме активно используется компьютерная графика, нестандартные ходы и эротические сцены, героями становятся люди, роботы и животные, а также всевозможные сочетания разных существ. Акихабара, квартал в Токио, знаменитый магазинами с мангой, аниме, фигурками героев регулярно привлекает толпы отаку, пришедшие за фанатскими сокровищами.

Эта массовая популярность коснулась и внешнего вида молодых (и не очень) японцев. На тротуарах Акихабары, фестивалях аниме и просто на улицах городов процветает косплей – переодевание в любимого персонажа с копированием его поведения, жестов, высказываний. Косплей стал неотъемлемой частью японской уличной моды, которую во всех красках можно увидеть в еще одном токийском районе Харадзюку. Молодежь, которая собирается здесь причисляет себя к разным субкультурам, часто западного происхождения. Сторонники готического движения облачаются в черные платья, кожаные куртки и кружевные жабо, любители хип-хопа и р’н’б выкрашивают волосы в белый цвет и загорают в солярии до неестественного японской расе загорелого оттенка, а парни и девушки в стиле «фрутс» надевают несколько слоев одежды самых ярких цветов со множеством аксессуаров.

Не менее разнообразна и музыкальная составляющая культуры Японии в 20 веке. Классические инструменты вроде сямисэна и сякухати отошли на задний план, дав место электро-гитарам и синтезаторам. Японский рок (j-rock) и популярная музыка (j-pop) сначала покорили сердца японцев, а сейчас постепенно завоевывают мировое признание в Америке, странах Европы и СНГ.

Еще один вид искусства, которым пополнилась культура Японии в 20 веке, получивший известность за рубежом это литература. Самым известным японским писателем прошлого столетия является, пожалуй, Юкио Мисима. Его произведения совершили переворот в сознании читателей своей откровенностью и драматизмом, а печальное самоубийство в 1970 году до сих пор так и не имеет логического объяснения. Другой выдающийся автор романов и повестей Кэндзабуро Оэ – обладатель Нобелевской премии «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод». Значительное внимание широких масс населения в 1990-х годах привлек к себе японский автор Харуки Мураками. Его трилогия, включающая всемирно известную «Охоту на овец» отмечена литературными премиями, а рассказ «Тони Такия» положен в основу арт-хаусного фильма «Тони Такитани» (2004).

Традиционное трудолюбие японцев, их высокий эстетизм и склонность к эмпатии делают японскую культуру такой привлекательной для людей всех возрастов и национальностей. Одно из первых мест на мировой арене и благородное стремление к первенству побуждают Японию создавать все больше нового и прекрасного.
kasumi_san
Ну, что на фотке кикимора - так это точно! А за статью - спасибо!
  • 27 января 2012 15:28
Kuro Neko
Спасибо за статью! BoxMonkey_1
Но девушка на фотке просто убила... BoxMonkey_64 BoxMonkey_63
Хорошо, что мы не в Японии. Увидела б ночью - умерла BoxMonkey_4
  • 7 августа 2010 22:43
tasrka
tasrka
  • 1
м дам ну и КИКИМОРА на фотке!
  • 12 июня 2010 09:37
anouk
anouk
  • 1
в общем кратко так, но основные аспекты затронули - интересно было почитать)) спасибо)

творчество Харуки Мураками мне очень нравится.."дэнс, дэнс, дэнс" вообще что-то вроде моего принципа жизненного..

а девушка на фотке, как правильно заметили, гангуро - на сколько я помню, из когда-то прочитанного, - основная цель - выделится из толпы + протест против японского классического представления идеала красоты. подражают калифорнийским американкам, блондинистым и загорелым. (на мой взгляд - зря подражают..)
  • 27 марта 2010 23:58
IrkaS
IrkaS
  • 1
как всегда, весьма познавательно BoxMonkey_52
  • 27 марта 2010 13:26
_Taiska_
Цитата: papas
роман не в смысле как любовные отношения между людьми, а как литературный жанр.

эээээ...я как бы это знаю...xDD(надо же!)..но я все же как литературный жанр описала бы как фантастика, психология(в кое-то веки появилась овца,управляющая сознанием людейBoxMonkey_21)
  • 24 марта 2010 20:18
fanatlink
Astro Boy одно из первых аниме BoxMonkey_57
Artega спасибо)интересно было почитать)

Black Lagoon: Эда
"-Знаешь, что сказал Иисус Иоанну в пятом псалме?
Он сказал "Не напрягай меня, сучка".
-Это же церковь?
-И? Бога нет дома. У него отпуск в Вегасе."
  • 24 марта 2010 16:22
Артей
У японцев очень интересная и самобытная литература, даже в наше время. Надо будет найти Оэ и почитать.
  • 24 марта 2010 14:52
papas
  • 0
Цитата: _Taiska_
читала таки я таки эту книженцию...не пойму,почему это роман BoxMonkey_67 ...ведь как такого романа там не было(хотя спутница с ним все же путешествовала,но онане про это)


роман не в смысле как любовные отношения между людьми, а как литературный жанр.
Приключения Робинзона Крузо тоже роман, хотя ни в платонические ни в физические отношения с пятницей они не входили... а может и входили.... кто знает все таки 28 лет без женщин BoxMonkey_21
  • 24 марта 2010 13:37
Кадзе
Ням, спасибо за статью, обогащаемся иформационно.. BoxMonkey_20
  • 24 марта 2010 12:37
_Taiska_
Значительное внимание широких масс населения в 1990-х годах привлек к себе японский автор Харуки Мураками. Его трилогия, включающая всемирно известную «Охоту на овец» отмечена литературными премиями

читала таки я таки эту книженцию...не пойму,почему это роман BoxMonkey_67 ...ведь как такого романа там не было(хотя спутница с ним все же путешествовала,но онане про это)...а книга действительно про охоту на овцу с пятнышком в форме звезды на спине...и честно, почему этому дали столько! наград,осталось за гранью моего понимания BoxMonkey_38 ...овца,путешествующая от одного человека к другому...для меня это показалось бредом сивой кобылы,хоть смысл в общем там был...ох уж эти монстры под кроватью^^"...читала так сказать для общего развития...
но!! все же произведения его привлекают к себе необычностью их построения(написания)..просто вещь довольно специфическая BoxMonkey_5 )))))))))))))давала одногрупнице почитать-вернула,сказав,что это слегка не ее тип..))даже при том что человек любил читать всякую психологию))
но кажется,к японцам я все-таки привыкла BoxMonkey_43 )))
П.С...спасибо за статью)))
  • 24 марта 2010 11:06
Meriel
  • 0
на фотке какая-то странная девушка - гангуро, только с разноцветными волосами BoxMonkey_70
а вот статья хорошая, спасибо BoxMonkey_1
  • 24 марта 2010 10:28
Наташенька
  • 0
дааа,девушка ооочень яркая личность BoxMonkey_5
  • 24 марта 2010 10:16
ypaxapa
уу много читать, на потом отложу, но все равно спс BoxMonkey_76
ужасныйдомоседблондинанимешниклюблюшоколадяпонокфайтингирокгорячийдушживуночьюсплюднемработаю36днейвнеделю
нетсмыслапростожитьнетсмыслапростосражатьсявсегданадопобеждать©Bleach
  • 24 марта 2010 09:16
Incubuss
Статья супер, но фотка просто ппц, я бы к такой девушке и на расстояние пушечного выстрела не подошел. BoxMonkey_15
  • 24 марта 2010 09:14
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.