» » Искусство Бонсай

Закладки Искусство Бонсай

Искусство Бонсай

Все основные направления и методики составления искусственного пейзажа на подносе (бонкэй) родились в Китае. Не является исключением и мастерство бонсай (выращивание миниатюрных деревьев в горшках), хотя многие считают его явлением, относящимся исключительно к японской культуре. Как свидетельствуют старые рукописи и рисунки, обнаруженные на стенах древних китайских погребений, уже более тысячи лет назад китайские мастера научились уменьшать размеры некоторых видов растительности в десятки раз. Затем эти изящные растения высаживали вдоль дорожек в садах императоров или вельмож. Маленькие деревца китайцы стали добавлять и в пенджины (миниатюрные искусственные рельефы из камней и песка), придавая мини-пейзажам дополнительную достоверность.

Искусство Бонсай

Эти знания с интересом были восприняты в соседних странах — Корее, Вьетнаме, Таиланде. А до Японии они дошли лишь в эпоху Камакура вместе с другими культурными заимствованиями с континента, сопровождавшими распространение буддизма, особенно его дзэнской разновидности. Впрочем, надо отдать должное и японским умельцам, серьезно рафинировавшим навыки приезжих мастеров и превратившим декоративные приемы иностранных садоводов в настоящее искусство.

Именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.

Искусство Бонсай

Наибольшей популярности это искусство достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м . И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.

Искусство Бонсай

Искусство бонсай основанно на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений. Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60–80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.

Искусство Бонсай

Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5–10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом. Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.

Искусство Бонсай

Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное). Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем,декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.

Искусство Бонсай


Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки. При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Искусство Бонсай

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

Искусство Бонсай

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

И несколько слов о стилях бонсай:

Искусство Бонсай

Буджинги (литературный стиль)


Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев. Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

Искусство Бонсай

Чоккан (формальный вертикальный стиль)


Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

Искусство Бонсай

Икадабуки (упавшее дерево)


Подходит для всех видов деревьев. Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется.

Искусство Бонсай

Иси-дзуки (обнявший камень)


Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона. В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

Искусство Бонсай

Кабу-дачи (спрут)


Этот стиль подходит для всех видов деревьев. Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

Искусство Бонсай

Кенгай (каскад)


Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами. Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

Искусство Бонсай

Хан-кенгай (полукаскадный стиль)


Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев. Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев - бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.
Искусство Бонсай

Хоки-дачи (метелка)


Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб. В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

Искусство Бонсай

Мойо-ги (неформальный вертикальный стиль)


Подходит практически для всех видов деревьев. Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

Искусство Бонсай

Секиджоджу (обнаженные корни на камне)


Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника. На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

Искусство Бонсай

Шаримики (мертвая древесина)


Подходит для можжевельника. У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

Искусство Бонсай

Шаккан (наклонный стиль)


Подходит для большого количества видов. Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.

Искусство Бонсай

Сокан (сдвоенный ствол)


Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.
KiraL666
Вот это да Я понимаю хобби! BoxMonkey_55
  • 20 июля 2011 10:04
grisha shinigami
Давно хочу себе такой завести, да говорят ухаживать за ним очень сложно BoxMonkey_32 , так что буду смотреть на картинках BoxMonkey_1
  • 6 июня 2011 19:41
Agi-chan
У мну есть!! BoxMonkey_1
  • 11 февраля 2011 21:59
Artega
Artega
  • 0
Мдя, может начать выращивать - годам к 60 пару штук и получится вырастить) Зато потом с какой гордостью будут говорить: "Смотри сынок, эту метелку твой прадед вырастил, када ему делать было нефиг, а теперь она стоит кучу денег". Выгодные инвестиции)
  • 17 марта 2010 14:13
Xcom
Xcom
  • 0
Хочу Хочу Хочу Хочу Хочу Хочу Хочу Хочу Хочу BoxMonkey_11
Подарите мне такой BoxMonkey_24
  • 14 января 2010 03:08
Julio
Julio
  • 0
эх...давно себе уже хочу)) но пока что нету BoxMonkey_66
  • 8 ноября 2009 20:51
Luna-hime
За таким еще ухаживать надо...и формировать его как-то там подпиливать, но все равно хочуууу BoxMonkey_30
  • 8 ноября 2009 20:47
Not Saint
Я тож се такую штуку хочу!!! BoxMonkey_30
  • 23 сентября 2009 14:07
Valkyrja
Йа обожаю бонсай =))) ХАЧУ!!! Млин, надо-таки обзавестись сим чудом =))) BoxMonkey_11
  • 17 сентября 2009 23:39
Vampir
Vampir
  • 0
Как красиво! BoxMonkey_5 эх, я тоже себе хочу бонсай.. Только вот они стоят оочень дорого BoxMonkey_11 Приходится любоваться фотографиями из интернета... BoxMonkey_33
  • 17 сентября 2009 09:29
Evgenos
Видов бонсая очень много BoxMonkey_4 Я даже не знал что есть вообще ихние виды BoxMonkey_21

Смотрю "One Piece"
  • 17 сентября 2009 09:12
eXplosion
ну цены разные, все зависит от возраста дерева, вида посадки и прочие заморочки в общем если брать готовый и ухоженный продук хорошего качества то в районе 100-300 евриков, порой их цены доходят и до тысяч у.е. а то и больше)
хотя видел кто-то в нете продает по 400 рублей, сомневаюсь что это что-то стоящее
  • 16 сентября 2009 22:31
Артей
Личный маленький лес... BoxMonkey_73
  • 16 сентября 2009 22:24
Koil
Koil
  • 0
Оч красиво *_* Интересно а сколько такая красота стоит ? BoxMonkey_12
  • 16 сентября 2009 21:46
FleshSpy
красиво, помнб первый раз увидел бонсай в фильме про парнишку который учился карате у дедка ( ну учился он: подметать, красить и т.д. и т.п. BoxMonkey_40 ), давно эт было...
Понравился тот что из щелей ростет "Иси-дзуки (обнявший камень)", необычно как-то, за это и понравилось BoxMonkey_61
Хуже дурака только дурак с инициативой... BoxMonkey_40
~
За своє життя чоловік мусить. І мусить, і мусить.... BoxMonkey_32
  • 16 сентября 2009 21:17
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.