» » Этикет японского меча

Закладки Этикет японского меча

Этикет японского меча

Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал «душой самурая». Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью. С конца XVI века исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё, закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603-1868 гг.). Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэн-до до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз). В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью - к владельцу, а клинком в ножнах - к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или, тем более, оттолкнуть в сторону воспринималась как вызов.


Этикет японского меча

Этикет японского меча

Мечи итомаки-но-тати на подставках тати-какэ

Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая: в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная - тати-какэ. На тати-какэ полагалось ставить итомаки-но-тати, причем обязательно рукоятью вниз. На катана-какэ располагали мечи типа букэ-дзукури и тати других типов. Мечи на подставке катана-какэ располагали рукоятью влево и лицевой стороной омотэ вперед. Таким образом, мечи тати на горизонтальной подставке всегда находились лезвием вниз, а мечи в стиле букэ-дзукури — лезвием вверх.


Этикет японского меча

Этикет японского меча

Этикет японского меча

Этикет японского меча

Подставка для меча должна по возможности контрастировать по цвету и украшению с мечом на ней. Хорошие мечи почитались в Японии столь высоко, что родилась особая церемония «любования мечом». Для хозяина меча считалось большой честью, если гости выражали восхищение его мечами. Процедура осмотра мечей была тщательно регламентирована, были расписаны жесты и реплики всех участников подобной церемонии. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. При демонстрации оружия полагалось вытаскивать из ножен только часть клинка, находящуюся рядом с гардой, и обязательно постепенно. Клинком любовались, наклоняя его под разными углами к свету. Полностью обнаженный клинок (сираха) мог быть воспринят как враждебность. Если же владелец меча все же хотел показать весь клинок, то он с почтением передавал оружие гостю, с тем, чтобы тот сам с многократными извинениями и комплиментами по полагающемуся этикету вынул клинок из ножен. И не дай Бог коснуться обнаженного клинка рукой - только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение любого оружия на улице, удар ножнами о ножны (сая-атэ) или бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось переносить в ножнах или чехлах. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии обязано своим происхождением именно этикету меча и привычкам самураев. Ведь только в случае левостороннего направления движения два самурая, столкнувшись на улице, имеют шанс не задеть мечами друг друга (а это было смертельным оскорблением). Кроме того, меч легче выхватить и быстро нанести удар вправо, чем влево, а при таком направлении движения левая сторона более защищена.


Этикет японского меча

Деревянный ящик для хранения и транспортировки длинного меча. Украшен гербами клана Токугава. Футляр катана-дзуцу.

Для хранения и транспортировки меч заворачивали в мешочек кэнэ и клали в деревянный ящик или лакированный футляр (катана-дзуцу). Последний состоял из двух частей и имел уширение для гарды. Иногда вместо катана-дзуцу использовался кожаный или матерчатый чехол хи-кихада. Минимальной необходимой защитой для меча считался чехол для рукояти кадзари-самэ, предохранявший обмотку и украшения на рукояти от непогоды. Кадзари-самэ обычно делали из кожи ската и иногда богато украшали. Некоторые такие чехлы стоили целое состояние, и даймё дарили их друг другу в торжественных случаях.


Этикет японского меча

Способы крепления мечей за поясом


Мечи в стиле букэ-дзукури {катана, вакидзаси и пр.) чаще всего просто засовывали за пояс лезвием вверх. Если носили пару мечей дайсё, то обычно их располагали так, что рукоять короткого меча находилась ближе к центру тела, а рукоять длинного направляли несколько влево. Однако более удобно было использовать специальный крепеж косиатэ, который мог быть предназначен для одного меча (ката-косиатэ) или для двух (рё-косиатэ).


Этикет японского меча

Этикет японского меча

Способы крепления мечей в косиатэ

Меч, закрепленный в косиатэ или засунутый за пояс, крепко прилегал к телу и не бился о бедро при езде верхом или при ходьбе. Кроме того, неподвижность рукояти означала, что рука могла быстро найти ее и схватить, когда возникала необходимость обнажить меч, а не возиться как с рукоятью тати.
Как и в Европе, знаменитый меч мог иметь собственное имя и передавался по наследству из поколения в поколение. Такой меч считался лучшим подарком для самурая. История Японии знает не один случай, когда подарок хорошего меча (знаменитого мастера) превращал врага в союзника. Следующий эпизод показывает, что знаменитый меч ценился больше, чем жизнь его обладателя: «Полководец Хори Хидэмаса осаждал господина Акэти Мицухидэ в его замке Сакамото. Когда господин Акэти понял, что замок вот-вот падет, он отправил послание: «Мой замок пылает, и скоро я умру. У меня много великолепных мечей, которые я собирал всю свою жизнь. Я не хотел бы, чтобы они погибли вместе со мной. Если бы вы ненадолго прекратили штурм, дабы я мог передать их вам, я смог бы умереть спокойно». Господин Хори согласился. Воины остановились и со стены замка спустили завернутые в циновку мечи. Потом атаки возобновились, и на следующий день замок пал. Господин Акэти умер - по-видимому, со спокойной душой».


Этикет японского меча

Способы завязывания шнура сагэо
Happy
Happy
  • 0
спасибо за статью, было очень интересно!! тяжко было в то время, знать столько правил этикета это перебор!!не той стороной положил меч тебя убьют, случайно задел меч на улице тебя убьют, слишком сложно! BoxMonkey_58
  • 20 декабря 2011 10:05
Marksan
Цитата: Koguher
Будто прошелся по музею японского оружия с высококлассным гидом.
Да,это точно :)
Я вот читаю, и пытаюсь вообразить как это все происходило. Мне сразу кадры из фильма одного вспоминаются, "Последний самурай" с Томом Крузом.
Необычная культура, местами даже непонятная для приезжего "гайдзина" :). Наверное иностранцу сразу трудно правильно и безупречно провести всю формальную процедуру. Хотя хозяин меча наверное, мог простить мелкие огрехи гостя, а мог и распороть без предупреждения - как рыбу. :)
Но ера мечей закончилась, наступила ера пистолетов, - которые неоправданно часто выхватывают из кобуры, надо или нет. И тут уж ни о каком этикете речи быть не может. :(
  • 19 декабря 2011 20:12
Хошко
Как же достал этот попсовый культ катаны -_-
Страдали самураи в мирное время полировкой мечей, изготовлением всякой атрибутики и этикетом.
А из этого раздули тру бизнес.
З.Ы. против автора ничё не имею, просто реально напрягает;)
  • 19 декабря 2011 20:04
Koguher
Auzek , как всегда доступное и интересное просвещение!
Схемы, пояснения, фото... Будто прошелся по музею японского оружия с высококлассным гидом. BoxMonkey_25


Тяжело быть хорошей девочкой, когда внутри тебя живет маньяк.
  • 19 декабря 2011 12:12
TAKAGERU
Дякую автору за цікаву інформацію BoxMonkey_1
  • 19 декабря 2011 11:50
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.